Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

О «мусорной» реформе и обращении с твердыми коммунальными отходами

12.12.2019

Скачать...
 

РУБРИКА: Это нужно знать каждому

 

О «мусорной» реформе и обращении с твердыми коммунальными отходами

 

Источник: Пресс-служба отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО «Майминский район»

Автор: Главный специалист первого разряда отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО «Майминский район» О.Д. Чеконова

В результате деятельности человека формируется огромное количество отходов, которые представляют серьезную опасность для окружающей среды. Проблема твердых отходов в настоящее время является одной из глобальных проблем человечества.

В Российской Федерации к 1 января 2019 года завершился переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО).

Одно из основных новых понятий - региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, это организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, от погрузки ТКО из контейнера до полигона.

Территория Республики Алтай разделена на 3 административные зоны, за каждой из них закреплен свой региональный оператор. В Майминском районе осуществляет свою деятельность региональный оператор ООО «Коммунальщик», который прошел через процедуру конкурсной основы в Министерстве регионального развития Правительства Республики Алтай.

Новая коммунальная услуга

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных услуг в коммунальные услуги.

Сор, транспортирование, размещение ТКО исключается из единой графы услуг и работ по содержанию общего имущества, а вместо этого в квитанциях появится отдельная строка.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора.

Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Комитет по тарифам Республики Алтай.

Предельный тариф для регионального оператора устанавливает Комитет по тарифам Республики Алтай.

Плата за обращение с ТКО для населения рассчитываться региональным оператором, исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют собственные контейнерные места (площадки) для накопления ТКО, законом предусмотрены два варианта расчета: по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне Республики Алтай; по объему образуемых отходов. Право выбора остается за юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Заключение договоров с региональным оператором на вывоз ТКО обязательно для всех граждан.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оплачивать услуги регионального оператора граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны с момента сбора и транспортирования ТКО.

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере обращения с ТКО и отходами производства и потребления?

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в специализированную машину (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа. Кроме того, согласно ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

С 1 января 2019 года отсутствие договора с региональным оператором или отказ от его заключения влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Что относится к ТКО?

ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также к твердым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы - мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др., размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику: горячие отходы (зола, шлак и т.д.), снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.

ВАЖНО ЗНАТЬ: отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, строительный мусор, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО и не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.

Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров.

Места сбора ТКО - размещение и содержание

Муниципалитеты курируют вопросы создания мест (площадок) накопления ТКО (площадок), ведут их реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. До 01.01.2019 г. собственникам надлежало привести площадки в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Региональный оператор должен осуществлять уборку в момент погрузки ТКО, а в течение остального времени поддерживать чистоту мест (площадок) накопления ТКО в многоквартирном секторе обязаны управляющие компании, ТСЖ, ЖСК.

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. ТКО образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории (либо вне домовой территории, при отсутствии земельного участка), то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация.

Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то полномочия по ее содержанию у местной администрации.

Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для накопления ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена.

Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Муниципальном образовании «Майминский район» такая работа уже ведется.

Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

Нет мусора — нет оплаты?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование - это миф, не может бесследно исчезать упаковка от продуктов, хозяйственных товаров, элементарные домашние и другие отходы.

Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки (несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов), нанося огромный ущерб окружающей среде.

Жители частного сектора никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями, однако теперь ситуация кардинально изменилась. В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами в ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Ликвидация несанкционированных свалок

Региональный оператор выявляет место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан в течение 5 рабочих дней, уведомить об обнаружении места несанкционированной свалки: собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор. От регионального оператора собственник получает проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Выбор у собственника следующий: либо ликвидировать свалку самостоятельно, либо поручить эту работу региональному оператору на возмездной основе.

Если по истечении срока свалка находится на прежнем месте, а собственник земельного участка не предпринял никаких шагов, то региональный оператор ТКО обязан вывезти, но, вместе с тем, он обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Таким образом, обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором закреплена законодательством: Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ №1156 и №354.

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

Не секрет, что практически любая лесная дорожка или тропинка, по которой способен проехать небольшой грузовой автомобиль или пройти один человек, заканчивается кучей отходов. При этом в составе мусора преобладают полимерные материалы, не способные к природному саморазложению на протяжении десятков и даже сотен лет. Количество этих свалок и их масштаб имеют тенденцию к интенсивному росту. Несанкционированные свалки в основном находятся вблизи населенных пунктов и огороднических товариществ. Поэтому, в первую очередь, они наносят вред людям.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица никакими правилами и обязательствами между собой не связаны и действуют по своему усмотрению. Поскольку за прием отходов на свалку надо заплатить, можно предположить каким будет это «усмотрение».

Ежегодно для ликвидации несанкционированного размещения отходов (несанкционированных свалок) из бюджета муниципального образования «Майминский район» и бюджетов сельских поселений выделяется от 5 до 12 миллионов рублей, но, к сожалению, получается так, что на только что вычищенных территориях буквально сразу появляются новые горы отходов.

В решении этой проблемы должны участвовать все институты государства и гражданского общества.

Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Либо человек сделает так, чтобы в природе не было мест, загрязненных отходами, либо природа сделает так, чтобы на Земле не стало места для людей». Настало время принятия решений. Альтернативы нет.