Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

15.02.2020
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

Виктор Васильевич Тюфяков. Фамилия пока никому ни о чем не говорит? А Василий Семенов, "разноглазый капитан", из когда-то широко известной книги Януша Пшимановского "Четыре танкиста и собака"? Или командир Ольгерд Ярош из знаменитого одноименного сериала? Так вот, все эти кино- и литературные герои списаны с нашего сибиряка, уроженца Залесовского района Алтайского края Виктора Васильевича Тюфякова! Об интересной и запутанной судьбе героя мы узнали от новокузнечанина Нектория Николаевича Душина, десятки лет проработавшего в "Запсибгеологии" и возглавлявшего Центральную геофизическую экспедицию. Именно под его началом трудился человек, ставший прототипом самых известных в кино и литературе танкистов.
- Сначала мы были просто знакомы по работе, о героической биографии Виктора я ничего не знал, - рассказал Некторий Душин. - В 60-х годах в состав нашей организации входила Алтайская геофизическая экспедиция. Туда, в поселок Майма, я часто приезжал по работе, проводил проверки, встречался с рабочими. Виктор Тюфяков был оператором магнитной разведки и запомнился мне прежде всего своим прямолинейным, независимым характером. Терпеть не мог обмана, "резал правду-матку в глаза". А еще он запомнился тем, что один глаз у него был карий, а другой голубой.

Совсем, как у командира танка Василия в книге "Четыре танкиста и собака".

Сначала Виктор был назначен командиром роты в 1-й Польской танковой бригаде имени героев Вестерплятте (с нападения фашистов на польскую морскую базу Вестерплятте первого сентября 1939 года началась Вторая мировая война). После сражения за деревню Студзянки в августе 44-го, где в составе 8-й армии Чуйкова воевала бригада, Тюфяков стал комбатом. Кстати, о сражении под Студзянками стоит сказать особо. Деревня четырнадцать раз переходила из рук в руки. Храброго командира интернациональной танковой роты (помимо русских и поляков в экипажах были грузины, украинцы, литовцы, молдаване) хорошо знали гитлеровцы. После того как из засады на своем Т-34 Тюфяков сжег два "тигра", разгромил немецкий штаб и захватил два знамени, за его голову была назначена награда в 50 тысяч марок. К тому же Виктор отличался особым мастерством. Вокруг Студзянок был лес, и часто танкисты не видели танки противника, а только слышали. Тюфяков засекал местоположение вражеского танка на слух и стрелял через лес. О "разноглазом капитане" на фронте буквально ходили легенды. Говорили, что он никогда не прятался в башне танка, потому что так лучше видно поле боя и легче командовать ротой. А иногда даже шел впереди атакующего соединения. Однажды машина Виктора была подбита, он с экипажем сумел захватить немецкий танк и стрелял из него прямой наводкой по фашистам. В другой раз Тюфяков, проводивший механизированную разведку, увидел на дороге явно штабной "мерседес". Чтобы не уничтожить документы, которые, возможно, были в машине, сделали выстрел поверх автомобиля. Его занесло, пассажиры разбежались. Оказалось, что в салоне были сейфы. Машину прицепили к танку и привезли в штаб. Там действительно оказались очень важные документы.

Когда закончился наконец последний и решительный бой под Студзянками, командир дивизии прямо на поле снял со своей груди высший боевой орден Польши "Виртути милитари" и приколол его к гимнастерке Виктора Тюфякова. Кстати, почти все эти эпизоды вошли в книгу "Четыре танкиста и собака" и нашли отражение в одноименном сериале.

Виктор Тюфяков, слава богу, после жесточайших боев остался жив, но вот дальнейшая его судьба сложилась не лучшим образом.
- Сразу после Победы Виктор был разжалован, лишен всех наград и званий и уволен из армии, - продолжил беседу Некторий Душин. - Не могу утверждать, что знаю точную причину, но предполагаю, что произошла крупная ссора с высоким командованием, отсюда и такие серьезные последствия. Случилось это из-за его прямолинейного характера и выраженного стремления к справедливости. Он ведь никого и ничего не боялся. После демобилизации Виктор вернулся в Сибирь и стал работать у нас в "Запсибгеологии". Карьеры не сделал, возможно, из-за своего колючего характера. Однако с самой геологией не расстался. После очередной реорганизации нашего предприятия он с семьей переехал в Алма-Ату и устроился на работу в геофизический трест. Там-то его и нашли польские сослуживцы, которые разыскивали своего командира почти 20 лет. Об этом я услышал от него самого, когда случайно, кажется, в 1964 году мы встретились с ним на алмаатинской улице. Был он радостный и нарядный, рассказывал о своей фронтовой биографии, о том, что едет в Польшу.
Сослуживцы разыскали своего командира благодаря тому, что брат Виктора Тюфякова случайно увидел о нем статью в "Военно-историческом журнале". После этого сначала потянулась ниточка писем из России в Польшу и обратно, а потом и сам "разноглазый капитан" приехал на встречу боевых друзей. В Польше его принимали как национального героя. Виктор Васильевич встречался с членами правительства, с молодыми танкистами, со школьниками. Побывал он и на месте танковых сражений под Студзянками. Кстати, благодаря тому, что польские фронтовые друзья нашли своего командира спустя двадцать лет, Виктора восстановили в звании и вернули награды.
- Эта поездка его встряхнула, заставила вспомнить, каким несгибаемым человеком он был, - говорит Некторий Николаевич Душин. - Почти 20 лет после войны он жил в безвестности. Но после приезда из Польши Виктор проштудировал заново школьную программу и в сорок лет поступил в вуз на юридический факультет. Знаю, что закончил его и работал по специальности.
Что произошло потом с "разноглазым капитаном", выяснить не удалось.

(материалы и фото: Музей камня, Т.В. Кульбеда)