Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: Живая история

22.02.2020
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: Живая история

20 февраля  Музей  камня в рамках мероприятия, посвященного официальному открытию Года памяти и славыв Майминском районе дал старт встречам  из цикла «Живая история»Валентина Ивановна Стороженко, ветеран педагогического труда провела урок истории с полным погружением в годы военного детства, в 700 дней оккупации. Урок правдивой памяти, стойкости народа, выживания  в условиях голода и жестокости оккупационных порядков.   Валентину Ивановну Стороженко, Раису Александровну Алехину и детей войны народного хора «Ивушки» приветствовали председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ГосСобрания Эл Курултай РА Казанцева А.Б. , начальник управления образования  Шмакова Л.А., заместитель директора по воспитательной работе МСОШ№1, Суховеркова С.Н..  Мероприятие станет «Живой» связующей нитью исторической правды, между молодым поколением и участниками событий Великой Отечественной войны. 

20 марта «Живая история» предлагает детям МСОШ №3 встречу с Хохолковой Л.Ф. Следите за афишей.

Из воспоминаний В.И. Стороженко. На начало войны мне исполнилось 4 года. За 2 месяца немцы смогли оккупировать всю северо-восточную часть Украины. Как это могло случиться в стране певшей такие патриотические песни и имевшей якобы могучую армию? Не знаю. Но 50 млн. граждан оказались на оккупированной территории. Писать, и говорить об этом после войны было просто запретно. Да и зачем? После войны вообще мало говорили о войне. На всех погибших, пропавших без вести, пошли похоронки. Вечная им память! Солдаты медалей, орденов не носили – стеснялись. Понимали, что в оккупации людям было во стократ страшнее и ужаснее, чем на фронте. На фронте существовало военное братство, было оружие, командиры, враг находился за линией фронта. То, что видели мы, до сих пор не забыто. На 700 дней и ночей (столько длилась оккупация Харькова) мы просто перестали быть людьми. Изгнанные из своих домов, забившиеся в воронки от снарядов, в погребах, сараях, в вечном страхе, холоде и голоде, перепуганные, лишенные всякой информации, люди продолжали жить. И не только жить, но и бороться. Сколько молодежи ушло в партизаны, чтобы не быть угнанными в Германию! Сколько подорвались на минах! Вечные облавы, расстрелы. Повешенные висели зимой месяцами. Бомбили каждый день. И что обидно? Гибли от бомбардировок своей же авиации! Но с какой радостью мы рассматривали в небе звезды на крыльях наших самолетов! Несмотря на свой возраст, я помню многие врезавшиеся в память картины: сидим в подвале, где-то рядом взрывается бомба, нас заваливает. Кто-то раскапывает нас. Погиб старший, 10-летний брат, 8-летний тяжело контужен. В результате контузии 4 года учебы в школе он простоял возле парты, не мог заставить себя сесть, видимо тот дикий страх, испытанный им в заваленном погребе, стерег его: не садись, сидеть опасно! Окончился артобстрел. Вылезать из укрытия боимся. Жара, жажда, дикий голод. Через день ползем к избушке соседей. Отрываем и в ужасе

захлопываем дверь. Видимо снаряд попал в окно. Мертвы все. Вместо трупов шевелящиеся горы червей. Жаркий август.

Сейчас многие и у нас, и за рубежом сожалеют, что история как наука никогда не интересовалась жизнью обычных людей. Что такое история? Немного быт, немного о времени, а в основном – войны. Нескончаемые, жестокие, бесчеловечные. И такую историю изучали мы, изучают наши дети. Где-то читала – в истории народные массы безлики, славятся только вожди и герои. Это точно. И вот сейчас, наконец, не только в других странах, где уже создают «Историю повседневности», но и у нас стали интересоваться жизнью простого народа – свидетеля минувшего. Но мы, к сожалению, опоздали на полвека. Ушли из жизни дорогие нам люди, которые более в зрелом возрасте встретили ужас войны, выстояли, сберегли детей, помнили очень многое.

Никто не интересовался, как жили мы после войны в разоренной и дотла сожженной Украине, России, Белоруссии. Помню, мама вместо обычного супа (вода и мелко нарезанные кусочки невызревшей фасоли) засыпает 2 столовые ложки манки! Этого чуда мы ждали где-то до 1947 года! Колхозы начали сажать сахарную свеклу. Добыть хотя бы одну неправедным путем было счастьем. Сваренная, неприятно пахнущая, на самом деле была сладкая и желанная, поедалась она в мгновение ока, а навар с нее был лакомством. А как хвалились мы кусочками «макухи» – отходы от переработки подсолнечника, которые можно было долго и сладостно сосать! Трудно понять, как выросло наше поколение, дети войны, дети погибших отцов.

В школу я пошла в сентябре 1945 года. Мы с радостью шли в школу: голодные, полураздетые, без книг и тетрадей. Помню, первой моей тетрадью была трудовая книжка отца. В ней была всего одна запись: о приеме на работу. Мне было 8 лет, но учились с нами и 10-12 –летние. Мальчишки, в основном покалеченные, без рук, и ног, с выбитыми глазами и сожженными волосами. Тем не менее, шли в школу. Там нас подкармливали: кружка компота из сухофруктов на сахарной свекле и крохотный кусочек черного хлеба с маргарином.

Получали мы пенсию по 14 рублей за погибшего отца. Но, когда после 7 классов ушли с братом: я – в педучилище, а он – в сельхозтехникум, нас поставили перед выбором: или пенсия или стипендия. В 1956 году я поступила в пединститут. Ушедшая страшная война только тогда может стать для наших потомков историей, а победа в ней – великим общим чудом, если мы все будем знать, как жили наши деды и прадеды, отцы и матери, чему радовались и чем гордились, где работали и учились, как женились, как  росли дети, какие песни любили петь. Надо писать пока не поздно историю своей семьи, а значит, подлинную, человечную историю нашей страны.