Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

13.03.2020
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

Казанцев Михаил Иванович родился 11 августа 1925 года в  с. Майма. Призван в армию в январе 1943 года Ойрот-Туринским военкоматом.

Курсы молодого бойца проходил в г. Бийске в учебном полку, где обучали расчетам противотанковой артиллерии. Обучение было свернуто, новобранцы направлены в распоряжение 125-го артиллерийского полка 17-ой гвардейской мотострелковой бригады 6-го корпуса, ой танковой армии 1-го Украинского фронта.

7 ноября 1943 года попали в боевые действия под городом Орлом, потом Яссо-Тернопольское направление.

Ранен в боях за город Ивано-Франковск. После госпиталя попал в 58-ю гвардейскую, стрелковую ордена Суворова дивизию. Сандомирский плацдарм, прорыв обороны фашистов на реке Нейсе, вход в город Дрезден.

Капитуляция Берлина, направление на город Прагу.

Война закончилась в Праге 9 мая 1945 года.

Демобилизовался в мае 1949 года из г. Вена (Австрия).

Награды: ордена Отечественной войны 1 ст. и Славы 3 ст., медали «За победу над Германией», «За освобождение Праги» и юбилейные, Благодарственные справки Верховного Главнокомандующего т. Сталина -10шт.

Из книги И.К. Ластовка . Гвардии рядовой Казанцев Михаил Иванович

В январе 1943 года Михаи­лу исполнилось семнад­цать лет. Шла война, и взрослеть пареньку из Маймы вре­мени не было отпущено. Все случилось, как у многих ровесников: повестка военко­мата, сборный пункт в Ойрот-Туре, скорый марш новобранцев до Бийска, запасной учебный полк... Фронту тре­бовались резервы, и потому расчеты противотанковой ар­тиллерии обучали по ускоренной программе. Не окон­чивших курса подготовки курсантов спешно перевели в 125-й артиллерийский полк, который пополнил 17-ю Гвардейскую мотострелковую бригаду, вступившую в бой в составе армий Первого Украинского фронта.

Полк занял боевой порядок на Ивано-Франковском направлении. Шли ожесточенные бои за город. Фашисты держали обо­рону на заранее укрепленном рубеже. Пер­вый артиллерийский дивизион, где служил наводчиком Михаил Казанцев, получил 45-миллиметровые пушки на механизирован­ной тяге, благодаря чему у нашей артилле­рии малых калибров прибавилось маневрен­ности. Неказистые с виду «сорокапятки» свободно пробивали бронебойными снаря­дами башни тяжелых немецких «тигров». Солдаты-пехотинцы острили:

- Не горюй, братцы, нас поддерживает артиллерия   «Прощай, Родина!».

Расчеты «сорокапяток» окрестили так потому, что они занимали боевой порядок в 100-300 метрах позади переднего края пехоты. Пушкари появлялись там, где противник не ожидал разящего огня прямой наводкой. Это была смертельно опасная ратная работа, в которой зрело воинское мастерство, и рос счет боевым победам.

Так случилось и в этот раз, вспоминает старый бронебойщик. В ожидании немец­кой контратаки первый расчет окопался, замаскировал орудие. Затаились в ожида­нии боя. Наводчику томиться в ожидании не положено. Михаил Казанцев припал к окуляру прицела, вглядываясь в оборону фашистов. Успеешь поймать на мушку про­тивника и первым выстрелить — спасешь себя и боевых товарищей. Упустишь миг - сам погибнешь и друзьям верная гибель. Таков закон артиллерийской дуэли.

Пока противник собирался с силами, наши танки и пехота пошли на штурм вражеских позиций. Артиллерия поддерживала наступающих огнем. Расчет израсходо­вал пять боевых комплектов бронебойных и осколочных снарядов, поражая цели точ­ными выстрелами. Фашисты яростно обо­ронялись, отвечали сильным огнем.

- Помню, - вспоминает мой собеседник, - как вблизи нашей пушки разорвался снаряд. Почувствовал удар в голову - и поте­рял сознание.

Бесчувственного наводчика перевязал и вынес из-под обстрела Иван Бусов, земляк, из села Кажа Красногорского района. Кому обязан жизнью, Михаил Казанцев узнает много лет спустя. Тяжело раненного бронебойщика поместили в один из воен­ных госпиталей, разместив­шихся в Киеве. Операция, лечение - и снова запасный полк. Оттуда резервистов направляли туда, куда тре­бовали нужды армии. О том чтобы вернуться в ставший родным дивизион, можно было только мечтать. Броне­бойщик угодил в матушку-пехоту, был зачислен рядо­вым стрелком в 58-ю Красногвардейскую Краснознамен­ную ордена Суворова Гвар­дейскую стрелковую диви­зию.

Шла осень 1944 года. Красная Армия освобожда­ла юго-восток Польши. Дивизия дралась на ставшем широко извест­ным Сандомирском плацдарме. Затем про­рыв на запад — и новый водный рубеж. За успешное форсирование реки Нейсе все отделение, где служил красноармеец М. Ка­занцев, было представлено к правительственным наградам. Михаилу вручили осо­бо почитаемый солдатами орден Славы тре­тьей степени.

Свой боевой путь дивизия завершила под германским городом Дрезденом. Пришла желанная Победа. Сибиряк служил Родине еще четыре года. Возвратился в Майму. Сразу пошел на курсы шоферов и до самой пенсии водил грузовики. Чуйский тракт хо­рошо знал до самой монгольской границы. Множество раз выполнял рейсы в Джазатор, пробивался в верховья Бии и Уйменя... Часто приходилось бывать в дороге по вы­ходным и в праздничные дни.

Однажды поручили доставить груз в Крас­ногорский райпотребсоюз. Прибыл на место, подогнал машину к складу, выбрался из кабины, поднял глаза на незнакомца, ока­завшегося перед капотом «ЗИЛа»... После­довала немая сцена. Двое статных мужи­ков замерли, вглядываясь друг в друга. Да­лее непередаваемым голосом было произ­несено:

- Михаил, ты?

- Я, Ваня! Я!

Обнялись, не сдержали слез встретивши­еся гвардейцы-однополчане. Спустя трид­цать лет Иван Бусов — это был, конечно, он - поведал, как под огнем волок на себе ис­текающего кровью наводчика, передал Ми­хаила санитарам, тотчас воротился в бой и сам не уберегся от осколка. После госпиталя был списан подчистую, закончил свой рассказ Иван.

Больше боевым побратимам встретиться не довелось. Ивана Бусова нет на свете, а Михаил Казанцев живет в родной Майме, почитаемый детьми и внуками. Помнит ста­рый солдат, кому обязан жизнью. Вот ка­кое оно, солдатское братство.

 (источник: Музей камня)