Размер:
100%150%200%
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
с. Майма, ул. Ленина, 22
Наш адрес
+7 (388-44) 22-2-42
Приемная

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

22.04.2020
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Лица Победы" в Майминском районе

Сокол (Софронова) Лидия Николаевна родилась 24 мая 1937 года.

Образование: геофизик, среднее медицинское

Профессия: геофизик сибирского геофизического треста, фельдшер

Трудовой стаж: 45 лет. С 1955 по 1958 г. младший техник геофизик АГЭ, ЗСГУ,

с 1960 по 1992 фельдшер Майминской ЦРБ, с 1994 по 2003 завздравпунктом УАЗ-АТО.

Знаменательные события трудовых лет: была первым школьным фельдшером школ Маймы, работала с с 1963 по 1974г во всех школах Маймы. С 1966 по 1992 гг была председателем районного комитета Красного Креста.

Награды: Нагрудный Знак «Отличник Гражданской обороны СССР» 1981г,

Нагрудный знак «Лучший пропагандист донорства», от имени Президиума исполкома ордена Ленина Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, за особые заслуги в деле пропаганды и развития безвозмездного донорства. 23.03.1982 года награждена медалью «Ветеран труда, 24 марта 1984 года за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР награждена благодарностью с занесением в трудовую книжку с 1972 по 1992 г».

Лидия Николаевна Сокол (в замужестве Софронова), очень интересный человек и собеседник. Надо же из 45 летнего стажа проработать сложнейшими профессиями геофизика, в Алтайской геофизической экспедиции, в спектральной лаборатории младшим техником геофизиком, затем после курсов 1956 года техников радиометристов оказаться направленной в сибирский геофизический трест, позднее ЗАСГУ, в Алатаусскую партию. Город Сталинск, что рождался в те времена через реку Томь напротив Старо-Кузнецка, был именно тем градом, о котором В.В.Маяковский писал: «Я знаю, город будет! Я знаю, саду цвесть! Когда такие люди в стране советской есть!»

Это было трудное героическое время у людей послевоенной судьбы. 21 год было геофизику, девчонке молодой, которая в невыносимых полевых условиях получила в горах приступ, коллеги спустили с высокогорья и последовал через некоторое время перевод в Томскую партию техником-геофизиком.

Возвращение в Майму, приобретение второй специальности –медицинской - фельдшера и вот, новые трудовые рубежи: 32 года в Майминской ЦРБ. Лидия Николаевна – первый фельдшер школ Маймы, сначала только первой, через 4 года и второй, а потом и третьей! Последние 9 лет – завздравпунктом «Уаз - АТО»

Прежде, чем прочитать воспоминания о военном детстве и поместить их в статью, мы поговорили об удивительной семье Сокол.

Лидия родилась в 1937 году 24 мая, вместе с двойняшкой Раей, о которой говорила: я уже в 3 года ощущала, что ручки сестренки - ее ручки.

Семья тогда проживала в селе Ложкино, Марушинского района, Алтайского края. В семье было 7 детей. Мама, Елизавета Антоновна Сокол, родившаяся в 1900 году, умнейшая женщина, была совершенно безграмотной, не работала, воспитывала деток, и они получились удивительными в жизни. Как работать, рождались дети с 1922 года по 1940. первый родился брать Павел, остальные все – девочки. (Елизавета Антоновна умерла в Майме, в 1995 году).

Память рисует жизнь брата, Павла. Он работал артистом в Горно-Алтайскомтеатре. на сокола ходили смотреть весь Горно-Алтайск, а студенты сбегали с занятий! Окончив ВПШ, работал вторым секретарем горкома партии, но его справедливость и честность не дали работать в структурах КПСС, ушел в культуру. Новый театр музкомедии строил Павел. затем преподавал в культпросвет училище. на лекции ходили слушать Павла с других курсов. Дружил с Заволокиным, Захарченко, получил в Москве режиссерское образование, ходячая энциклопедия, харизматичный, творческий человек. Ушел из жизни в 1986 году.

Да, а папа, глава семьи, главный добытчик, он кто был – спрашиваю.

Отец семейства, Сокол Николай Корнеевич родился в 1899 году, в позапрошлом от нас веке. Проработал 45 лет в молочной промышленности от рядового работника до директора. Имел бронь, так как было вырезано часть легкого, по туберкулезу. Умер в 1975 году.

Сестренка любимая прожила недолго, сказалась профессия. По комсомольской путевке 1956 года поехала в Барнаул, на завод «Химволокно 520». Работала мастером ОТК, в 1987 умерла от рака. Она подарила Лидии Николаевне Ангела – хранителя жизни, дочку. 1989 племянница, дочка Раисы Николаевны переезжает к тете, в Майму. работает терапевтом в той больнице , которой Лидия Николаевна посвятила 32 года труда. и они вот уже 26 лет единое целое, Дочкой называет Лидия Николаевна Елену Николаевну Остапенко и она считает своей мамой родную тетю, двойняшечку своей родной мамы.

Да, не получилось дочку родить, поэтому радость-дочь у Лидии Николаевны есть, кроме сыновей Владимира и Андрея. Владимир с семьей живет на Украине, Андрей в Майме. Получили прекрасное образование, хорошие семьянины. У Владимира 2 детей, у Андрея трое. Все хорошо.

Вот такой разговор получился у нас с Лидией Николаевной в Музее камня. А воспоминания на листке бумаги, написанное дома, она назвала  «Босоногое детство».

«Да, сейчас не понять детям, как мы маленькие по всему лету ходили босиком, обувь нам покупали только к школе, «мальчуковые ботинки», которым мы были рады. Нас в семье было семь детей, мы с двойняшкой Раей, и еще Люба – младшие. Нам мама шила платья, вот в одном платье и ходили, без смены.

Помню свой первый букварь, не цветной, а черно-белый, но это было счастье, от такого учебника. Чернильницы были «не проливашки», чернила в них были из сажи, вместо карандаша были грифели (что это такое? Это стержень без деревянной оболочки, только толще, чем в какандаше).

Помню в 1-м классе палочек у нас для математики вообще не было, учительница послала за палочками , я пошла во двор школы и собрала прутики, из них сделала палочки и принесла в класс.

Помню свой первый новогодний подарок. Елки у нас никогда в доме не было, и вот, брат Павел повел на елку в Горно-Алтайск, в театр, где он работал. Мы первый раз увидели нарядную елку, но,самое главное, запомнился новогодний подарок. Кулек был сделан из газеты или из амбарной книги, но внутри кулька были кедровые орешки и все, но вкус и запах этих кедровых орешков я запомнила на всю жизнь, потом были подарки, но я их не запомнила. Не болели, потому, что с весны все время проводили на горе, где ели вшивик, заячью капусту, медунки, кандык, копали саранки. Конфеты появились уже позже, но мы изредка ходили в аптеку и покупали шоколадки, как мы называли детский гематоген.

А какое было счастье, когда в начале 50-х годов появились неотапливаемые автобусы, и я была рада, когда меня посылали в город за белыми сайками, очень вкусные. Ведь после войны, мы, дети очередь за хлебом занимали с вечера, ночевали в канавах, чтобы утром купить черный хлеб, но все-таки хлеб! А в войну мы ели жмых, его везли на корм скоту, мы, детвора его немного жарили на плите и грызли. Уже после войны мама терла картошку, добавляла в нее немного муки и пекла очень вкусный тогда хлеб.

В школу брала с собой жареную кукурузу, ведь не было ни буфета, ни столовой. После войны мы с сестрой Раей ходили пешком в город, нам надевали за плечи котомки и мы несли старшим сестрам в город продукты, лук, зелень, картошку, овощи, а нам всего было по 9 лет. Еще на взвозу, где нефтебаза, под горой был цыганский табор (долго это поле Цыганским называлось). Мы смотрели на них, потом шли до центра. Сестры радовались нам, плакали, но угощали нас зеленым луком, заправленным растительным маслом, да альбумином, что-то в виде жидкого творога. Когда сестра спросила меня, что м не приготовить на день рождения, то я сказала, «затируху». Это мука, протертая в руках с водой и сваренная. Это была самая вкусная еда, наверное, поэтому до сих пор люблю лапшу.

(источник: Музей камня, записала со слов Лидии Николаевны Т.В.Кульбеда в 10.03.2016 году).